ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ УСПЕНСКИЙ

Успенский, Виктор Александрович — Википедия

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ УСПЕНСКИЙ

(1879-1949)

Народный артист Узбекистана и Туркменистана, доктор искусствоведения, этнограф — музыквед и талантливый композитор, Виктор Александрович Успенский, своей многогранной творческой и общественной деятельностью внес большой вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики. Он создавал музыкальные произведения в различных жанрах, одним из первых нашел решение ряда творческих задач, оставил яркий след в истории узбекской музыки ХХ века.

В частности, в 1923 году, по инициативе государственного и общественного деятеля, просветителя Абдурауфа Фитрата, он записал инструментальную часть серии «Шахмаком» Ота Гиёса Абдуганиева, певческую часть Ота Джалала Носирова, а в 1924 году он издал произведение «Музыкальные поэмы (макомы) «Шест». Также в течение нескольких лет он нотировал макомы «Дуго Хуссейний», «Чоргох», «Шахноз-Гулиёр», «Байот» из цикла «Фергана-Ташкент»  в исполнении Хафиза Шорахима Шоумарова. Помимо этого, он нотировал произведения классических мелодий и песен «Каринаво», «Собиржон», «Заркокил», «Илгор» и «Дилрабо».

В. Успенский, как этнограф, нотировал не только наследие узбекской народной музыки, но и музыку соседних народов. В частности, в 1928 году он издал совместно с В. М. Беляевым книгу «Туркменская музыка», которая была удостоена специальной награды. В 1929 году В. А. Успенскому было присвоено почетное звание «Народный артист Туркменистана».

Как композитор, В. А. Успенский, на протяжении многих лет создавал красочные произведения в различных формах и жанрах музыкального искусства, в частности, симфоническая сюита «Четыре песни народов Средней Азии», написанная в 1924 году, является первым образцом, созданным в этом жанре. При этом он постоянно занимался педагогической и общественной деятельностью, а также научной работой, проводя фольклорные экспедиции.

Автор также сочинил для фортепиано следующие произведения: прелюдия, соната, вариация, этюд; первая тетрадь сборника пьес из образцов узбекской классической музыки включала такие произведения как «Мискин-2», «Мухаммаси Ирак», «Савти Аджам», «Самои Дугох ва Аскарий»; вторая тетрадь включала  «Уфор-Сокинома», «Байончи», «Найларам», «Усмания» и «Раджаби» сборник пьес в четыре руки, (эти две фортепьянные тетради были изданы в Ташкенте в 1936 году), а также «Поклонение Огоню», «Песня под водой» (1945, 1948), «Рапсодия по мотивам «Насруллои» (1947), «Новелла» (1951), два лирических вальса, пьеса «Бабочки» (1955) и другие. Также композитор создал музыкальную драму «Фарход и Ширин» по мотивам эпоса А. Навои, а затем и оперу по нему.

В 1937 году В. А. Успенскому было присвоено почетное звание «Народный артист Узбекистана». В 1943 году за научную деятельность ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения ему без защиты диссертации.