Ганиджон Тошматов (1913-1994)

              Музыкант, композитор. Народный артист Узбекистана (1973). Известный композитор С. Из Сиддикова Т. сочинил мелодию. Он учился у Джалилова. Учился на подготовительном курсе Ташкентской консерватории (1947-49). Впервые известен как опытный музыкант. Андижан (1932-34), музыкант и музыкальный руководитель Ферганских музыкальных театров (1934-39), театра Мукими (1939-46), музыкант-концертмейстер (1946-67) и дирижер (1949-53) радиокомитета Узбекистана. . работал «Ушшак», «Сегох», «Насри Сегох», «Дугох», «Фергана Бузруги», «Сурнаи Бузруги», «Чапандози Байот», «Джаланг Даврон», «Нисар», «Муноджот», «Народные песни, такие как «Танавор», «Тонг Отгунча», «Кезарман», «Гульджамол» и др. выполнял сложные работы. Уйгурский ансамбль (1967-78), Узбекский народно-этнографический ансамбль (1978-79), организатор и художественный руководитель «Ансамбля девушек Дуторчи» (1979-94, с 1996 года под именем Г. Тошматова), художественный руководитель « ансамбль «Маком» (1987-88) и внес большой вклад в развитие узбекской классической музыки. Он восстановил многие забытые песни, яллы, лапары и обогатил концертные программы. Сочинять музыку начал в Ферганском театре. Его мелодии вошли в такие спектакли, как «Лейли и Меджнун» (1935), «Фарход и Ширин» (1936). Позже Б. В сотрудничестве с Зейдманом создал музыкальную драму «Старушка» (либретто Т. Тола, 1965). В своем творчестве он объединил традиции музыкального наследия узбекского и уйгурского народов и сумел создать уникальный композиционный стиль примерно в 400 произведениях (в основном песни, яллы, инструментальные напевы и песнопения). «Я хочу», «О бегим», «Кора зулфинг» (стихи Навои), «Хай-хай санам», «Убей меня, если хочешь» (Машраб), «Он был недобр ко мне» (Хувайдо), «Я сказал» (Бедил) песни широко распространены. Создавал мелодии и песни для уйгурского ансамбля («Уйгурские девушки» и др.), трехголосную вокально-танцевальную сюиту «Андижан санами». Активно участвовал в восстановлении статуса уйгуров 12. Из 1930-х годов интересен Юсуфджон, Дж. Наряду с Султановым и другими он был одним из мастеров жанра аския и способствовал его популяризации. Выступления были записаны в фоно- и видеофонотеках радио и телевидения Узбекистана, на граммофонные пластинки. На студии «Узбектелефильм» (1991) снят фильм, посвященный его творчеству.
Народный артист Узбекистана, музыкант-гуйжакист, педагог, общественный деятель, композитор Ганиджон Тошматов оставил яркий след в истории узбекской музыки ХХ века. Он продолжил музыкальное наследие узбекского и уйгурского народов, традиции исполнительского и композиторского искусства.
Он родился в 1913 году в Асакинском районе Андижанской области. В 1930-32 годах учился игре на гиджаке у известного андижанского артиста Собиржона Сиддикова. С 1932 по 1946 год работал в Андижанском областном государственном музыкально-драматическом театре имени Ю. Охунбобоева, Ферганском областном музыкально-драматическом театре, Республиканском музыкальном театре имени Мукими в Ташкенте.
В 1957 году в связи с созданием при Радио Узбекистана оркестра узбекских народных инструментов Ганиджон Тошматов был приглашен на должность концертмейстера и проработал музыкантом до 1967 года.
В 1967 году Ганиджон Ташматов организовал уйгурскую музыку при Радио Узбекистана, а в 1978 году возглавил их. Год спустя Дуторчи организовал здесь девичий ансамбль и стал его руководителем. В настоящее время ансамбль «Дуторчилар» имени Ганиджона Тошматова является одним из известных музыкальных коллективов нашей республики. В 1987-88 годах работал художественным руководителем ансамбля «Маком» имени Юнуса Раджаби.
Г’. Вклад Ташматова в узбекское национальное искусство в области музыки и композиции огромен. Он был известен прежде всего как опытный музыкант. В его выступлениях вошли такие инструментальные композиции, как «Ушшак», «Дюгох», «Сегох», «Насри Сегох», «Уфори Насри Сегох», «Чапандози Байот», «Фергана Бузруги», «Сурнай Бузруги», «Наврози Аджам». вместе с «Яланг Дарон», «Нисар», «Тонг Отагунча», «Конгильсан», «Ёрим Келур», несколькими видами «Тановар» и «Гульджамол», «Кезарман» и другими сочиненными им мелодиями исполнялись с большим мастерством. .
В его композиторском творчестве приоритет имеют песни, песнопения и песни. Он создал более 400 произведений на стихи классических и современных поэтов. Среди его песен: «Желаю», «Кезарман», «О бегим» (стихи Навои), «Гульджамол», «Кора зулфинг» (стихи З. Бабура), «Хай-хай на санам» (стихи Машраба). ), «Коши кароси»» (Хальк Сози), «Менга унмехрибон болди» (поэма Хувайдо), «Согиниб» (поэма Хамзы) добавлены к списку классических произведений. «Подарок», «День моей Гюльшан», «Хазрати Инсон», «Навруз», «Машал Ташкентим», «Алёр», «Девочку подарили», «В моей Гюльшан», «Мой платок остался наверху гора», «Дойра дум-дума», «Янги Лазги», «Письмо Ёру», «Агох Озинг», «Янгича Ёр-Ёр», «Я видел в хлопковом саду», «Сахибжамол», «Приходи, друг мой», «Ты прекрасна», «Лапарчи киз копгаг», «Конглим в твоем сердце», «Дочь Сырдарьи», «Раккоса хиром айлар», «Чаман базмида», «Гуллар» и такие песни, как «Гуллар». «.
О восстановлении статуса двенадцати уйгуров и ленте