Саиджон Калонов (1914–1972)

    Один из представителей узбекской композиторской школы, известный музыкант и композитор Саиджон Калонов родился 30 июня 1914 года в селе Каркидон Чустского района Ферганской долины. Саиджон родился в семье ремесленника и с юных лет занимается игрой на флейте. Начальное образование он получил сначала в старой школе, а затем в новой школе 20-х годов 20 века. Он участвует в музыкальном кружке в школе. В 1925 году он поступил в музыкальный техникум в Ташкенте и овладел музыкальным искусством.
      Волей судьбы в 1927 году их семья переехала в Ташкент. Он присоединился к ансамблю народных инструментов, организованному Юнусом Раджаби, в качестве волынщика. Саиджону Калонову удалось пройти педагогическую школу под руководством учителей. На уроках преподавателей Абдукодира Исмаилова, Юнуса Раджаби и Тохтасина Джалилова он пытается овладеть не только искусством музыкального исполнения, но и примерами богатого музыкального наследия. Окончив музыкальный техникум, он два года учился в Самаркандском институте музыки и хореографии у известного волынщика, мастера-артиста Абдугадира Исмаилова. В 1932 году начал свою карьеру музыкальным руководителем музыкального ансамбля Ферганского областного музыкально-драматического театра.
    Саиджон Калонов выбирает музыку для спектаклей, поставленных в театре, и возглавляет коллектив для их исполнения на церемонии. В частности, он подбирает музыку для музыкального спектакля «Фарход и Ширин» и сочиняет ряд мелодий и песен. В этом театре стали зарождаться первые искры композиционного творчества Саиджона Калонова. В 1936 году в Ташкенте была создана Государственная филармония Узбекистана. Саиджон Калонов продолжает карьеру флейтиста в ансамбле под руководством Тохтасина Джалилова.
Саиджон Калонов начал проявлять себя не только как музыкант, но и как руководитель ансамбля, композитор, снабжавший ансамбль новыми произведениями. С 1948 года и до конца жизни работал в оркестре узбекских народных инструментов при Радио Узбекистана. Композиционное творчество Саиджона Калонова отточено в исполнительской практике, в результате освоения стилей и музыкального наследия его учителей, как продукт его таланта. Поначалу работает в духе патриотизма, кроме того, «Привет из Узбекистана», «Возвращение с победой», «Любовь к Родине», «Мужество дружбы», «Солнечная земля», «Гульмиди, ра». на любовные темы. Номиди?», «Дилнавозим», «Висол гулшани», «Эй, сарви равон» и др., создает ряд песен. Такие произведения композитора, как «О, сарви равон», написанные на слова Навои, «Куйла дилкаш дуторим» на поэму Мукими, своим национально-духовным миром воспевают крики сердца узбекского народа и отражают его национальные традиции.
Неповторимый стиль композитора отличается простотой, очарованием и оригинальностью. Его произведения характеризуются высоким голосом и больными звуками. Эти произведения, наполняющие сердце слушателя страстью и требующие энтузиазма, стали уникальными музыкальными образцами нашего народа.