ОТА ДЖАЛАЛ НОСИРОВ

ОТА ДЖАЛАЛ НОСИРОВ

Годы жизни: 1845, Бухара — 1928, Самарканд.

Профессия: певец, музыкант- исполнитель (танбур)

Образование: Был учеником одного из знаменитых певцов своего времени Тиллабоя Хафиза. Ота Джалал обучался части Шашмакама, относящейся к разделу «Наср». Он добился  умения виртуозно играть на инструментах и исполнять Шашмакомы. 

Трудовой опыт: В возрасте 20 лет Ота Джалал был принят дворцовым придворным. Вскоре он привлек  внимание придворных своим уникальным талантом и глубоким голосом. После этого он был назначен главным придворным музыкантом. Став одним из самых выдающихся учителей макома своего времени, он возглавлял группу макомистов во дворцах Амира Музаффар-хана, Абдулахад-хана и Олим-хана. Затем Ота Джалал работал преподавателем в Научно-исследовательском институте музыки и хореографии, открытом в Самарканде в 1928 году. В этом заведении он преподавал таким артистам, как Халим Ибодов, Гаджи Абдулазиз Абдурасулов, Шоди Азизов, Шоназар Сахибов, а также будущим композиторам — М. Ашрафий, М. Бурхонов, Т. Садиков, Ш Рамазонов и другие.

Творческая деятельность: Знаток бухарских макомов, искусный танбурист, превосходный хафиз, Ота Джалал творчески подходил  к процессу исполнения Шашмаком. В некоторых источниках говорится, что в своем творчестве он связывает маком «Сегох» с разделом Савт и называет его «Савти Джалали».  По этому поводу А. Фитрат в своем сочинении «Узбекская классическая музыка и ее история» высказывает следующее мнение: “В макоме «Сегох» раздела «Савт» не было, он был написан в 1922 году известным музыкантом Ота Джалалом при моем содействии”.

В 20-х годах XX века Ота Джалал работал в « Музыкальной школе Востока», открытой в Бухаре. Он обучал искусству макома знаменитых музыкантов и певцов своего времени. «В 1923 году, В.А Успенский нотировал бухарский «Шашмакома», и в этом процессе огромную роль сыграл уважаемый устоз (учитель)”. Инструментальная  и поэтическая части «Шашмакома» (“Мушкилот” и “Наср”), записанные Успенским, основаны на выступлениях ряда известных музыкантов, таких как Ота Гиёс Абдугани, Абдурахмон Танбурий (Умаров), Домла Халим Ибодов, Маруфджон Ташполатов. Бухарский «Шашмаком» был записан в 1924 году по инициативе Абдурауфа Фитрата, вместе с В.А. Успенским от Ота Джалала и Ота Гияса и был издан в Москве под названием «Шесть музыкальных поэм».