ОТАГИЁС АБДУГАНИЕВ

ОТАГИЁС АБДУГАНИЕВ

(1859-1927)

Отагиёс Абдуганиев был искусным исполнителем на бухарском танбуре. Тщательно освоив инструментальные композиции Шашмакома он исполнял каждую мелодию макама в своем стиле. С 1920-х годов преподавал в Бухарской восточной музыкальной школе игру на музыкальном  инструменте танбур. В начале 20-х годов по инициативе Абдурауфа Фитрата впервые были записаны и изданы инструментальные композиции «Шашмаком» в исполнении Отагиеса Абдуганиева.

Известно, что до начала XX века специальных макомных ансамблей было немного. Существовали они преимущественно в Бухаре, Самарканде, Хиве, Коканде, Ходженте, Ташкенте и других крупных городах, в основном  в больших и малых дворцах. В дальнейшем ансамбли макама были реорганизованы с целью широкой пропаганды классического национального музыкального творчества в новой социокультурной среде.

В прошлом макомные ансамбли исполняли макомы целиком или отдельные их инструментальные и вокальные части. В этом случае, среди прочего, хафизы, специализировавшиеся на чтении таких разделов Шашмакома как наср, талкин и савт, назывались талкинхан, насрчи, саутхан. Их сопровождал танбур, доира или небольшой инструментальный ансамбль.

К концу XIX века макомный ансамбль обычно состоял из двух танбуров, дутора, кобиза (или сато), дойры и двух-трех  хафизов. В основанных в 1920-х годах восточных музыкальных школах при Самаркандском институте музыки и хореографии преподавателями были  такие крупные преподаватели по макому, как ота Джалал Носиров, ота Гиёс Абдугани, Домла Халим Ибадов, Ходжи Абдулазиз Расулов, Матюсуф Харратов.