ГУЛАМ ЗАФАРИ

Diydor” teatr-studiyasi taqdim etadi: G'ulom Zafariy. Halima. | Xurshid Davron kutubxonasi

ГУЛАМ ЗАФАРИ

(1889-1938)

Гулам Зафари является обладателем многогранного творчества и занимает достойное место в истории узбекского национального театра, театральной критики, музыкальной культуры и, более того, нашей национальной литературы. Он родился в 1889 году в микрорайоне Каттабог Бешёгочского района города  Ташкента. Сначала он учился в старой школе, в частной русской школе, в медресе Кокалдош. В 1912-1924 годах работал учителем в Оше. С 1914 года выступал в труппе «Турон» в Ташкенте и работал педагогом. С 1917 года работал в журнале «Рабочий мир» и  вел деятельность в учебных заведениях.

Творчество Гулама Зафари началось в 1914 году, и впервые он стал известен своими стихами. Затем он пишет одноактные пьесы под названием «Несчастный ученик» (1914), затем «весна», «Гунафша», « Наводнение », «Ёркиной», « Милосердный учитель», « На кладбище », « Хвастун »,

« Пастух Темир» (1924), « Молодость больше не дается » (1924) создает песы и былины.

Гулам Зафари как писатель и драматург прославился благодаря пьесе «Халима». «Халима» была написана в 1920 году и поставлена ​​Манноном Уйгуром в труппе «Турон» 14 сентября того же года.

Это произведение является первой национальной музыкальной драмой, а музыку к ней написал сам автор при содействии известного музыканта Шорахима Шоумарова и муллы Тойчи Хафиза. При этом «Халима» в свое время считалась национальной оперой. Профессор Фитрат также назвал это произведение оперой.

Гулам Зафари был настоящим интеллектуалом, прекрасно знавшим узбекские национальные песни, макомы и макомные ветви. Можно привести в пример такие его статьи, как «Восточная музыка и музыкальные инструменты», «Проблема музыки», «Об узбекской музыке».

В истории узбекской музыкальной культуры он известен как автор музыкально-сценических произведений, собиратель и исследователь образцов национальной музыки. В результате первых музыкально-фольклорных экспедиций, организованных Гуламом Зафари и его коллегами (Фитрат, В.Успенский, Эльбек), была заложена система сбора и изучения музыкального наследия: в начале 1920-х годов в Бухаре найден образец рисунка Танбура, в 1923-24 годах — Бухарский Шашмаком, в 1925 году впервые зафиксированы макомные направления Ташкент-Фергана и записаны на ноты у Ш.Шумарова.

По результатам организованной с Эльбеком экспедиции в Фергану было подготовлено первое систематическое издание национального музыкального фольклора (правда, оно было сделано без нотаций) — сборник «Ашулалар».

Гулама Зафари преследовали в 1937 году и казнили 4 декабря 1938 года.