АЛИШЕР НАВОИ

Алишер Навоий (1441-1501) - www.ziyouz.uz

АЛИШЕР НАВОИ

(1441-1501)

Великий поэт и мыслитель, государственный деятель, полное имя которого Низамиддин Мир Алишер, писал на чигатайском (староузбекском языке) под псевдонимом Навои и под псевдонимом. Фони на персидском языке (в своих произведениях на персидском языке). Стихи начал писать в 10-12 лет. Еще при жизни, в 1469 году, правитель Хорасана назначил Навои хранителем государственной печати, а в 1472 году он был назначен министром. В 1487 году Навои отправляется правителем в город Астрабад. Здесь он прослужил два года.  В 1490-1501 гг. Навои создал свои наиболее изящные, социально-философские и научные произведения.  Алишер Навои обладая огромным творческим потенциалом.

Алишер Навои, глубоко разбирался в чисто научных вопросах музыкознания — музыкальных жанрах, формах, инструментальных исследованиях, критериях исполнительства, композиционном творчестве, и использовал конкретные термины в соответствии с их музыкальным значением.  В семье Навои были люди, хорошо знавшие музыку. В источниках отмечается, что дед поэта по материнской линии шейх Абусаид Чанг (Шайхи), дядя Мухаммад Али Гариби и племянник Хайдарбек были музыкантами, хафизами, композиторами и создателями рядя музыкальных трактатов.

Из произведения «Маджолис ун-нафаис» известно, что Навои учился музыкальному творчеству у одного из учёных того времени – Ходжи Юсуфа Бурхана. Также, помимо музыкальных способов, в источниках написано об открытии Навои семи «усул» исполнения макамов — Навоийского, Исфаханского, и исполнении на ногоре (барабанный инструмент)

В «Хазаин уль-маани», содержащем лирические повествования, лирико-эпические былины, научно-исторические и философские произведения, таких как – «Маджолис ун-нафоис», «Лисон ут-тайр», «Холоти Пахлавон Мухаммад», «Махбуб уль-Кулуб» можно проследить последовательные музыкальные инновации.

Так, в его творчестве ярко выражены, глубокие мысли и такие подходы, которые характерны для музыкознания, и в более широком плане — искусствоведения. Из музыкальных форм и жанров прошлого Навои принес накш, тарона, кушик, чорзарб, лан, амаль, кор, софию, гав, йир, чингу. Эти слова, их тональные характеристики и появления их в произведениях Алишера Навои обогащают историю музыковедения новыми сведениями.

К ним относятся такие слова, как уд, чанг, нет, даф, барабан, каннора, наккора, ковурго, чагана, мусикар, айолгу, руд, сур, арганун. Эпоха поэта совпала с «золотым» периодом композиторского творчества, когда появились десятки состоявшихся композиторов. В рецензии «Мажолис ун-нафаис» Навои дал достойную оценку их таланту.

Особо были отмечены музыкальные способности Мауляны Сахиба Балхи, Ходжи Юсуфа Бурхана, Мауляны Бинаи, Мауланы Салими, Пахлавона Мухаммада, Устада Кулмухаммеда, Ходжи Камалуддина Хусейна, Ходжи Абдулвафои Хоразми, Мауляны Кадими, Хафиза Шарбати, Ходжи Камалуддина Удия, Али Кармола. Под руководством поэта было написано множество музыкальных трактатов. Однако в «Хамсат уль-мутахайирин» Навои признал, что ни один из них не может сравниться с трактатом его учителя Абдуррахмана Джами. В произведениях Навои подчеркнуты такие популярные в то время положения, как Рост, Наво, Хиджаз, Ирак, Аджам, Хоссейни. Великий поэт, мыслитель и общественный деятель Мир Алишер Навои был также великим учёным-музыковедом.