Борис Исаакович Зейдман (1908-1981)

      Композитор, педагог. Народный артист Узбекистана (1978), заслуженный артист Азербайджана (1956) и Узбекистана (1964), профессор (1949). Окончил Ленинградскую консерваторию и аспирантуру (1936). Преподавал Саратовскую (1931-33) и Ленинградскую (1933-39) музыкальные школы, преподавал композицию в Азербайджанской (1939-57) и Ташкентской (1957-81) консерваториях. Ученики — Ф. Амиров, С. Алескеров, В. Мухатов, М. Кайлаев, в Узбекистане – Р. Хамраев, Т. Курбанов, Н. Закиров, Э. Салихов, Ш. Шоймардонова, Д. Омонуллаева и другие. 8 опер — «Маскарад» (1958), «Зейнаб и Амон» (совместно с Т. Содиковым, Д. Закировым и Ю. Раджаби, 1958) и др.; 5 балетов — «Золотой ключик» (1959), «Смеющийся человек» (1962) и др.; 2 музыкальные драмы — «Женитьба сына» (С. Юдаков, Ю. Раджаби б-н), «Старушка» (Ф. Тошматов б-н); Он автор 5 симфоний, концертных и камерно-инструментальных произведений, романсов и песен. В своем творчестве он опирался на традиции русской классической музыки.
    Заслуженный артист Азербайджана и Узбекистана, опытный педагог, композитор, профессор Борис Зейдман своей многогранной творческой деятельностью эффективно послужил развитию современного музыкального искусства и оставил значительный след в истории музыки.
В 1957 году по предложению руководства Ташкентской государственной консерватории работал проректором и заведующим кафедрой композиции. До 1981 года он подготовил здесь более 30 композиторов. Среди его учеников можно увидеть узбекских художников А.Отажонова, Р.Вилданова, Р.Хамроева, Э.Салихова, Р.Абдуллаева и других.
Б. Зейдман «Гнев народа», «Новогодняя ночь», «Маскарад», «Горе от ума», «Сга полька», постановка Театра оперы и балета им. Навои: «Двенадцатая ночь», «Русские люди» исполнены на Бакинский театр оперы и балета», оперы «Зайнаб и Амон» (написаны в соавторстве с Т. Содиковым, Ю. Раджаби и Д. Зокировым), «Золотой ключик», «Человек, который смеётся», «Дракон и Солнце», «Сорока-воровка», «Он автор балетов «Граф Монте-Кристо», опер «Красное и зеленое» и «Выстрел» в Саратовском театре оперы и балета.
Музыкальная комедия «Женитьба на сыне» (пьеса Х. Гулома, музыка С. Юдакова и Ю. Раджабийлара) в исполнении Музыкального театра имени Мукими; Музыкальная драма «Старик» (песня Т. Толы, музыка в соавторстве с Т. Тошматовым); «История Ферганы» (песня Х. Гулама, музыка в соавторстве с Т. Джалиловым).
       Его 2-й фортепианный концерт (1935), концерт для альта с оркестром (1938), симфония «Хусрав и Ширин» (1941), фантазия для фортепиано с оркестром (1950), 3 увертюры для симфонического оркестра (1949, 1950, 1951), симфониетта. (1957), 1-я и 2-я симфонические сюиты (1961), Z концертов для большого симфонического оркестра (1963, 1972, 1978); 8 симфоний (1941, 1966, 1967, 1976, 1977, 1978, 1979, 1981), «Фантазия» для скрипки с оркестром (1952), Концерты № 1, 2 (1968, 1981), оркестра и 4 концерта для фортепиано ( 1931, 1935, 1970, 1974), концерт № 2 для альта с оркестром (1962), концерт для тромбона с оркестром (1977), «Человек, который смеётся» для симфонического оркестра», «Дракон и солнце», «Сорок- Ворона» и «Граф Монте-Кристо», пять сюит по мотивам балетов, три увертюры для симфонического оркестра «Приветственная увертюра» занимают важное место в творчестве композитора.
Хоть произведения камеры и немногочисленны, но значение их значительно. Включает: 5 фортепианных песо в четыре руки, 6 песо для духового ансамбля, струнные песо и три квартета, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, фортепианный квинтет, соната для скрипки, виолончели с оркестром, виолончель и фортепиано, гобой и сонатина для фортепиано, 5 песо для струнного квартета для школьников, 4 песо для трубы и фортепиано, романсы на стихи А. Пушкина и С. Щипачева.
    Квартет для струнных инструментов на основе хорезмийских народных напевов, 6 переработанных узбекских народных мелодий для фортепиано, симфоническая поэма, посвященная памяти М. Ашрафия, симфония для оркестра узбекских народных инструментов. Известны 3-частная симфония Хорезмчи, симфонические поэмы «Фантазия» и «Память о Хамзе».