ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

Георг Фридрих Гендель - Немецкий Композитор - Биография

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ

(1685-1759)

Георг Фридрих Гендель — великий композитор, национальную принадлежность которого оспаривают Германия и Англия. Его творчество, как одного из крупнейших композиторов XVIII века, (наряду с творчеством И.С.Баха) стало одновременно и кульминацией, и завершением западноевропейского музыкального барокко.

Композитор родился 27 февраля 1685 года в городе Галле в семье цирюльника. С раннего возраста в нем проявились уникальные музыкальные способности. Гендель обучался под руководством органиста и композитора Ф. В. Цахоу (Friedrich W. Zachow). В 1702 году он поступил на юридический факультет университета Галле, одновременно работая органистом кальвинистского собора в Галле. С 1703 года он работал в качестве музыканта (второй скрипач, затем клавесинист) в оркестре Гамбургского оперного театра. А уже в 1705 году Гендель представляет в этом театре свою первую оперу «Превратности царской судьбы или Альмира, королева Кастильская» ».

Успех этой оперы, а также последовавших за ней оперы «Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон» (1705) способствовали приглашению Г. Ф. Генделя в Италию.

За 3 года, проведенные в Италии (с 1706 по 1710), Г. Ф. Гендель посетил крупные города и прославился как виртуозный клавесинист. Он познакомился с известными мастерами искусства (А. Корелли, А. Скарлатти и Д. Скарлатти) и за короткий период освоил важнейшие композиционные жанры итальянской музыки. Его высокое мастерство в освоении стилистики итальянской оперы ярко проявилось в таких операх, как «Родриго» (1707, Флоренция) и «Агриппина» (1709, Венеция), оратории «Триумф времени и разочарования» (1707, Рим), а также во множестве сольных кантат.

В 1710-1716 Г. Ф. Гендель работал капельмейстером Ганноверского курфюршества, а с 1714 года занимал должности при дворце английского короля Георга I, поэтому жил попеременно в Ганновере и Лондоне. В 1711 году состоялась премьера его оперы  «Ринальдо», которая имела оргомный успех. Далее были поставлены еще 4 оперы композитора: «Верный пастырь» (1712), «Тесей» и «Сулла» (обе — 1713), «Амадис» (1715). В конце 1716 года он окончательно переехал в Англию, где и провёл большую часть своей жизни (британским подданным стал в 1727 году). В 1717-1718 годах он находился на службе у Джеймса Бриджеса (графа Карнарвона, впоследствии герцога Чандоса), осваивая специфические английские музыкальные жанры (к этому периоду относятся маска «Ацис и Галатея» и 11 знаменитых «Гимнов Чандоса»).

Расцвет оперного творчества Г. Ф. Генделя приходится на 1720-1728 годы, время когда композитор работал музыкальным руководителем Королевской музыкальной академии. Им были поставлены такие шедевры как «Радамист» (1720), «Тамерлан», «Юлий Цезарь» (оба 1724) и многие другие. Несмотря на финансовый кризис Академии в 1728 году, в сезоне 1729/1730  года, Г. Ф. Гендель продолжал ставить оперы, привлекая новых певцов. Однако, в 1728 году оперный театр был закрыт из-за финансовых затруднений.

Для Г. Ф. Генделя наступил трудный период. Однако он продолжает бороться за оперу, совершая с этой целью поездки в Италию. Изнурительная борьба Генделя за оперный театр подрывает его злоровье. В 1737 году у него развивается параличь правой стороны тела. Несмотря на это композитор продолжает творить.

В 1738 году композитор представил оперу «Ксеркс», а в 1741 году он написал свою последнюю оперу «Дейдамия», которая не имела особого успеха. После этого оратория окончательно заняла ведущее место в творчестве композитора. Именно в оратории раскрылся творческий гений Г. Ф. Генделя.  К числу лучших образцов ораторического жанра относятся «Саул» и «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747), «Иевфай». (1752 г.). Помимо ораторий, Г. Ф. Гендель создал около сотни кантат, а также 18 концертов для оркестра, объединенных под названием «Большие концерты».

В 1752 году Г. Ф. Гендель ослеп, но это не остановило творческую работу композитора. Последний концерт, на котором под его руководством была исполнена оратория «Мессия», состоялся за восемь дней до смерти Г. Ф. Генделя. Композитор умер 14 апреля 1759 года в Лондоне.