Направление бакалавриата:
5150700 – Инструментальное исполнительство (фортепиано (орган))
Направление магистратуры:
5A5150701 – Инструментальное исполнительство (фортепиано (орган))
Предметы, преподаваемые на кафедре
Образовательные дисциплины бакалавриата:
- Фортепианное исполнительство (Орган)
- Фортепианный ансамбль
- Чтение нот с листа
- Сценическое мастерство
- Орган
Специальные дисциплины магистратуры:
- Фортепиано (Орган)
- Магистерская диссертация
Кафедральные соглашения о сотрудничестве:
- РСМАЛ им. В. Успенского;
- РСМАЛ им Р. Глиэра.
Фортепианный факультет был открыт одним из первых в Ташкентской Государственной консерватории. Его педагогические и исполнительские принципы складывались под влиянием лучших традиций Московской и Ленинградской фортепианных школ. Во многом этому способствовали педагоги-представители этих школ, в разное время работавшие на кафедре.
Первым пианистом, возглавившим фортепианную кафедру, был известный музыкант, доцент С. А. Козловский. Впоследствии кафедрой руководили выдающиеся профессора: Б. Л. Вольман (1938), К. Н. Михайлов (1944), Т. Котляревская (1945), А. В. Бирмак (1948) и др.
В числе первых педагогов, приступивших к работе на кафедре специального фортепиано, были видные ташкентские преподаватели А. Г. Гольдберг, Ф. А. Цареградский, А. А. Геде, А. А. Подгорный. Из приезжих в 1936 году специалистов широко известны имена С. А. Козловского, Ю. Н. Венкова, А. С. Лисовского. С 1937 года начинает работать Т. М. Котляревская, с 1938 – Н. М. Яблоновский, с 1939 – А. М. Литвинов.
Большое влияние на активизацию учебного процесса и повышение педагогического мастерства сыграло творческое общение с крупными специалистами Ленинградской консерватории, эвакуированных в годы войны в Ташкент. Среди них Л. Н. Николаев, П. А. Серебряков, С. Н. Савшинский, Н. Е. Перельман, М. Я. Хальфин и др. Впоследствии творческие связи продолжали расширяться: тесные контакты сложились у кафедры с ведущими профессорами Московской консерватории. С сольными концертами, консультациями и мастер-классами приезжали Т. Николаева, В. Горностаева, М. Воскресенский, А. Гольденвейзер, Э. Гилельс, С. Фейнберг, Л. Оборин, А. Мерович, В. Софроницкий, Г. Коган.
После окончания Великой Отечественной войны в Ташкент из Ленинградской консерватории приезжает талантливая исполнитель, опытный педагог и эрудированный методист А. В. Бирмак. Годы ее руководства (1948-1957) стали весьма плодотворными для кафедры. Она смогла добиться значительного повышения уровня исполнительского мастерства студентов. Циклами проведенных лекций и докладов способствовала активизации методической мысли, привлекла к работе талантливых исполнителей: Ш. И. Рохлину, В. Н. Слонима, З. Ш. Тамаркину, А. М. Геккельмана. Это были пианисты широкого масштаба, высокого профессионального мастерства, художники яркой творческой индивидуальности. Их активная концертная деятельность и высокие результаты педагогического мастерства оставили глубокий след в истории кафедры. За сравнительно короткий срок ими была подготовлена целая плеяда высокопрофессиональных специалистов, многие из которых продолжили дело своих учителей в школах им. В. А. Успенского, Р. Глиэра, а также в детских музыкальных школах города и областей.
Традиция приглашения на работу специалистов из других стран была продолжена и позже: на кафедре работали А. Л. Саковнин, Г. Н. Дубровская, Н. Б. Рецкер, В. К. Афанасьев, Б. В. Евлампиев, А. Н. Данилова, В. П. Захарченко, Ю. В. Левин и др.
Эстафета преемственности традиций была принята и следующим поколением:
О. Ю. Юсупова – ученица В. С. Белова и Н. Б. Рецкер (Москва)
Г. Б. Калмыкова – ученица В. И. Слонима (Ленинград)
Н. Ш. Полатханова – ученица А. М. Литвинова (Москва), А. М. Геккельмана (Ленинград) и Е. Я. Либермана (Москва)
М. В. Гумаров – ученик Г. Б. Калмыковой и О. Ю. Юсуповой (Ташкент)
Г. Х. Гулямова – ученица А. М. Литвинова (Москва) и А. М. Геккельмана (Ленинград)
С. А. Гафурова – ученица А. М. Геккельмана (Ленинград) и О. Ю. Юсуповой (Ташкент)
Б. Ахмеджанова – ученица А. М. Геккельмана (Ленинград) и О. Ю. Юсуповой (Ташкент)
М. Файзиева – ученица Г. Б. Калмыковой и М. В. Гумарова (Такшент)
Кроме того, коллектив кафедры пополнялся специалистами, получившими образование в вузах других стран:
Э. З. Миркасымова – ученица Э. К. Вирсаладзе (Москва)
А. Р. Шарипова – ученица Л. Н. Оборина, П. В. Месснера (Москва)
Н. С. Лебедева – ученица Н. П. Емельяновой (Москва)
В. М. Долженкова – ученица П. А. Серебрякова (Ленинград)
Деятельность кафедры специального фортепиано прошла определенные этапы становления и развития. Первые годы ознаменованы стабилизацией учебного процесса, поисками оптимальных учебных планов и программ, началом широкой концертно-просветительской деятельности, поднимающей общую музыкальную культуру, привлекающей к фортепианному исполнительству новых учащихся.
В 60-ые годы в других городах Узбекистана стало открываться большое количество музыкальных училищ, что повлекло за собой повышение спроса на профессиональные кадры. В качестве незамедлительного решения проблемы в Ташкентской консерватории в 1957 году открывается заочное отделение, за годы существования которого выпущено внушительное количество педагогов-пианистов. В это же время на каждом курсе вводятся обязательные программы, в которых предусмотрено непременное исполнение заранее предусмотренных произведений. Также введено ежегодное проведение классных вечеров и фестиваля музыки композиторов Узбекистана, который функционирует с 1974 года по сей день.
Все это привело к значительному повышению уровня пианизма студентов и способствовало вовлечению их в среду различных конкурсов. Так, на впервые состоявшихся конкурсах республик Средней Азии и Казахстана, проходивших в 1960, 1964 и 1972 годах призовые места заняли студенты и молодые педагоги консерватории: Р. Керер, В. Афанасьев, Д. Джахангирова, Ю. Кензер, Д. Магазинник, Н. Цинцадзе, Д. Мирсагатова, а в 199 году эстафету продолжили С. Гафурова, Б. Хакназарова, Е. Мурский, У. Палванов.
Значительно возрос престиж Ташкентской Государственной консерватории после блистательной победы студента Рудольфа Керера, завоевавшего в 1961 году первую премию на Всесоюзном конкурсе пианистов. Сразу после конкурса он был приглашен в качестве солиста в Московскую филармонию и на преподавательскую работу в Московскую консерваторию. В дальнейшем с искусством замечательного музыканта познакомились слушатели во многих странах мира.
Активное участие студентов в многочисленных концертах, конкурсах, фестивалях, расширение и усложнение репертуара – все это обусловило достижение ими более высокого уровня пианизма, повысило техническое мастерство, артистизм исполнения. О возросшей исполнительской культуре в Республике свидетельствовал выход студентов-пианистов на международную арену.
В 2006 году на кафедре специального фортепиано активизировалась научно-методическая деятельность, осуществляемая по различным направлениям. Одно из них – изучение проблем исполнения музыки композиторов Узбекистана. Преподавателями кафедры стали исследоваться произведения Г. Мушеля, С. Джалила, Д. Сайдаминовой, Э. Салихова, Н. Закирова, Б. Гиенко, Д. Янов-Яновского, А. Берлина, А. Литвинова, Р. Абдуллаева, А. Мансурова и др. Другое направление – изучение проблем воспитания подходов к интерпретации, как творческой деятельности исполнителя. Было издано учебное пособие по истории становления фортепианного, камерного и ансамблевого исполнительство в Узбекистане, а также изданы творческие портреты А. С. Лисовского, Н. М. Яблоновского, Т. М. Котряревской, А. М. Литвинова, Л. Б. Шварц, В. И. Слонима, Ш. И. Рохлиной, З. Ш. Тамаркиной, А. М. Геккельмана, О. Ю. Юсуповой, Р. Керер, Г. Б. Калмыковой.
На сегодняшний день выпускники кафедры ведут активную исполнительскую и педагогическую деятельность не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Огромное число пианистов стало лауреатами международных конкурсов. Многие, успешно пройдя конкурс за рубежом, поступают в высшие учебные заведения Европы и США, а по окончанию обучения приглашаются туда на работу, тем самым приумножая успехи фортепианной школы Узбекистана.
