Кафедра теории музыки

Направление бакалавриата:

5150201 – Искусствоведение: музыковедение

Направление магистратуры:

5А150202 – Музыкальное искусство

Предметы, преподаваемые на кафедре

Образовательные дисциплины бакалавриата:

  • Специальность
  • Сольфеджио
  • Гармония
  • Полифония
  • Анализ музыкальных произведений
  • Теоретические основы монодии
  • Введение в специальность
  • Макомное сольфеджио
  • Музыкально-теоретические системы

Специальные дисциплины магистратуры:

  • Специальность
  • История музыкальных стилей
  • Современная гармония
  • Современная полифония
  • Современные формы
  • Этносольфеджио
  • Усложненное сольфеджио

Кафедра «Теория музыки» является одной из ведущих в Государственной консерватории Узбекистана и занимает важное место в обучении и подготовке профессиональных кадров. Кафедра была основана в 1946 году.

Каждый год высококвалифицированные педагоги кафедры подготавливают специалистов — профессионалов, которые успешно работают не только в музыкальных вузах, средне-специальных образовательных учреждениях Узбекистана, но и за рубежом.

В течении многих лет кафедра состояла из таких корифеев теоретического музыкознания, как Ю. Тюлин, Ю. Кон, И. Карелова, О. Поликарпова, А. Котляревский, Н. Юденич, Г. Балтер.

В течении периода с 1960 г по 1995 г кафедра была представлена такими высококвалифицированными и профессиональными кадрами, как С. Закржевская, С. Галицкая, Ю. Плахов, М. Ковбас, Д. Штерн, В. Зудов, Л. Коваль, Е. Мацокина, А. Коральский, Л. Красуцкая, В. Шапкунова, И. Сотникова, И. Мальмберг, И. Федоренко, Ю. Кац и многообещающим молодым поколением – Н. Кокулянская, З. Каримова, М. Розенберг, Н. Ахмедходжаева, Ф. Мухтарова, А. Азимова, Н. Ахунджанова, С. Хисамова, С. Мирходжаева, В. Глинский, С. Матъякубова, Л. Быкова.

В это время кафедру возглавлял И. Акбаров, внесший огромный вклад в развитие научной–исследовательской и методической деятельностей. За эти годы на кафедре были защищены 4 докторских и 27 кандидатских диссертаций, выпущены монографии, учебники, антологии, опубликованы научные и методические статьи. Именно в этот период были заложены основы исследований в области теории монодийной культуры и композиторского творчества, которые послужили базой и стимулом для дальнейших научных изысканий.

С 1991 по 1996 годы кафедру возглавила А. Азимова. Серьёзный учёный, опытный, высокопрофессиональный педагог, она продолжила традиции И. Акбарова.  

С 1996 по 2014 годы кафедру возглавляла Ф. Мухтарова.  В течении этого периода на кафедру были приглашены молодые, перспективные национальные кадры, которые успешно окончили магистратуру и аспирантуру. В это же время на кафедре было опубликовано большое количество монографий, учебников по курсам гармонии (А. Азимова), полифонии (Ф. Мухтарова), современной гармонии (А. Азимова, Ш. Ибрагимова), сольфеджио (С. Матъякубова), модальной гармонии (И. Мальмберг), пособий, статей на узбекском и русском языках.

Основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры: 

  • Теоретические проблемы современного композиторского творчества (гармония, полифония, форма, жанры, стили)
  • Современные средства и техники письма в творчестве композиторов Узбекистана
  • Теоретические основы монодии
  • Создание учебно-методической литературы для ВУЗов, лицеев, колледжей, ДМШШИ
  • Создание пособий, отражающие теоретические и практические аспекты музыкознания
  • Проведение и участие в международных и республиканских конференциях.

В настоящее время на кафедре успешно работают 3 профессора, 2 доцента, 5 старших преподавателей и 4 преподавателя.