КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ УЗБЕКСКОГО МАКОМА

 

 
Эргашева Чинора Эргаш қизи
Илмий даражаси ва унвони Д.ф.(PhD)
Лавозими Заведущая кафедрой
Қабул кунлари Ежедневно с 14:00 до 16:00гача
Телефон рақами: +99890 936-88-82

Электрон почта манзили (E-mail)
:
  uzbekmaqomi@mail.ru

​​

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ УЗБЕКСКОГО МАКОМА
                Кафедра истории и теории узбекского макома была основана в 1972 году по инициативе музыковеда, доктора искусствоведения, профессора Ф.Караматова. В соответствии с постановлением Ученого совета Ташкентской государственной консерватории от апреля 1972 года, в бывшем Советском Союзе  первоначально кафедра называлась кафедрой восточной музыки.

Основной целью кафедры является изучение и преподавание узбекской классической музыки (основные жанры узбекской традиционной музыки – Шашмаком, Хорезмские макомы, Фергано-Ташкентские макомы, катта ашула (большая песня) и т. д.), подготовка музыкантов-востоковедов свободно владеющих восточными языками (такими как арабский, персидский, тюркский и другие) для изучения источников.

Значительно повысило качество образования основание кабинета народной музыки. Для проведения занятий были приглашены доктор искусствоведения, профессор И.Раджабов («Источниковедение» и «Основы макомов»), профессор А.Джаббаров («История узбекской музыки»), композитор Ш.Шаймарданова («Расшифровка народных мелодий», Ф.Садыков (исполнительство на дутаре и ансамбля чангистов), Р.Раджаби, Т.Иногомов, М.Мухаммедов, С.Тахалов ( исполнительство на танбуре, нае, рубабе кашгарском), О.Алимахсумов (традиционное исполнительство), З.Орипов, З.Насуллаев, К.Авасенов (восточные языки – персидский, арабский, урду), молодые преподаватели О.Матякубов, Р.Абдуллаев («Основы узбекской традиционной музыки», «Расшифровка», «Фольклорная практика»). Чуть позже начали свою педагогическую деятельность Р.Юнусов, А.Хошимов, А.Назаров, О.Ибрагимов, С.Бегматов.

Учились на кафедре и получили ученые степени: Доктора искусствоведения Р.Абдуллаев, А.Хошимов, Ш.Гуллыев (Туркменистан), А.Низомов (Таджикистан), А.Назаров, О.Ибрагимов, Ф.Азизий (Талджикистан), Дилором Кароматли; Кандидаты искусствоведения: О.Матякубов, А.Жумаев, Р.Юнусов, Ангелика Юнг (Германия), О.Малкеева (Казахстан), Салохиддин Мухаммад (Судан), Набиль Хасан (Иордания), С.Бегматов, И.Ганиева, Ш.Айходжаева.

В последние годы профессоры и преподаватели кафедры выпустили свыше десяти учебников, учебных пособий и методических пособий: З.Нассулаев – Хрестоматию по персидскому языку (2008), перевод  на узбекский язык книги Ачария Брихаспати “Музыка мусульман и полуострова Индостан” (2009); Р.Юнусов – монография “Фахриддин Содиков” (2005), монография «Мирсодик Тожиев» (2018), пособие «Узбек макомлари» (2018) и учебник “Сольфеджио”; Р.Абдуллаев – монографическая работа “Байсун”. Традиционная музыкальная культура (2006), “Учебник узбекской классической музыки” (2008) и монография “Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии” (2010); И.Ганиева – учебное пособие “История музыки народов Востока” на узбекском, русском и английском языках (“Music culture of the east” 2011); С.Бегматов – “Маком сурнай йуллари” (2004), монографическое учебное пособие “Мухторжон Муртазоев” (2006) в соавторстве с А.Зокировым, учебные пособия для магистров в соавторстве с Н.Кадыровым “Класс традиционного ансамбля”, в соавторстве с М.Матякубовым “Узбекские традиционные инструменты” (2008), “Искусство хафизов” (2009), монография “Ориф Алимахсумов” (2017); О.Ибрагимов – переиздание монографии И.Раджабова “Макомы”; Научные труды в области источниковедения З.Орипова – учебное пособие “Музыкальное источниковедение Востока” (X-XI вв) (2008), монография “Музыковедческие термины в трактате “Китабу-л-кафи фи-л-мусиқа” Ибн Зайлы” (2008); К.Курбанов – часть “Эпическое вокальное исполнительство” учебного пособия “История вокального искусства”;  Ш Айходжаева – научная монография “Тароны макомов” (2011).

По Указу Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева от 17 ноября 2017 года №3391 кафедра была переименована на «Историю и теорию узбекского макома». До сегодняшнего дня кафедрой руководили Ф.М.Кароматов, Р.Ю.Юнусов, З.Т.Орипов, С.М.Бегматов, И.А.Ганиева. На данном этапе кафедрой руководит Ч.Э.Эргашева.

На кафедре работают доктор искусствоведения, профессор Р.Абдуллаев, кандидат искусствоведения, профессор Р.Юнусов, кандидат филологических наук, профессор З.Орипов, кандидат искусствоведения, доцент И.Ганиева, кандидат искусствоведения, доцент Ш.Айходжаева, старший преподаватель Ч.Эргашева, К.Курбанов, А.Зокиров, М.Аъзамова, преподаватели Н.Ахмедова, Г.Хусаинова и другие.

Направление бакалавриата кафедры

·

·         5150200 – Искусствоведение: музыковедение

 

Специальность магистратуры кафедры

·

·         5A150200 – Mузыкальное искусство.

·

Предметы кафедры

для направления бакалавр

 

1.     Основы макомов

2.     История узбекской музыки

3.     Основы узбекской традиционной музыки

4.     Введение в искусствоведение

5.     История музыки народов востока

6.     Народное музыкальное творчество

7.     Персидский язык

8.     Арабский язык

9.     Нотная запись народной музыки

10.   Основы этномузыкологии

11.    Основы источноковедения

12.   Фольклорная практика

13.    Искусствоведение (музыковедение).

14.    История и теория узбекского макома

 

Для специальности магистратуры

 

1.     Музыкальная культура Узбекистана

2.     Музыкальное искусство

3.     Источниковедение

4.     Нотная запись народной музыки (расшифровка)

5.     Иностранный язык (арабский)

6.     Макомы народов Востока.

7.     Макамат и современное композиторское творчество

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры
 

 Абдуллаев Рустам самигович

 Доктор искусствоведения

Профессор

 

 Арипов Закир Тохирович

 Кандидат филологических наук

Профессор

 

Юнусов Равшан Юсупович

Кандидат искусствоведения

Профессор

 

 Ганиева Ирода Атабаевна

Кандидат искусствоведения

Доцент

Айходжаева Шаҳноза Имамходжаевна

Кандидат искусствоведения

Доцент

  Курбанов Калмурза Турганбаевич

Страший преподаватель

 

Зокиров Азиз Райимжонович

Страший преподаватель

 

 Аъзамова Мунжат Рахимовна

Старший преподаватель

  Аҳмедова Нилуфар Адхамовна
Ўқитувчи

 Хусаинова Гулноза Шухратовна

Ўқитувчи

 

Бывший профессорско-педагогический состав

 

1.     Файзулла Караматли – доктор искусствоведения, профессор

2.     Исхок Ражабов – доктор искусствоведения, профессор

3.     Ахмаджон Жаббаров – профессор.

4.     Отаназар Матёкубов – кандидат искусствоведения, профессор

5.     Абдулазиз Хошимов – кандидат искусствоведения, профессор

6.     Александр Жумаев – кандидат искусствоведения, профессор

7.     Абдуманнон Назаров – кандидат искусствоведения, профессор

 

Партнёры-учреждения кафедры

 

·         Союз композиторов и бастакоров Узбекистана

·         Научно-исследовательский институт Искусствознания

·         Телерадиокомпания Узбекистана

·         Академические лицеи и колледжи Музыки и искусства

·         ТашГИВ

 

ИЗДАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

2018

1.  А.Зокиров. Фарғона-Тошкент мақом ижроcҳилигида замонавий талқинлар // “Мақом санъати ва унинг жаҳон цивилизациясида тутган ўрни” мавзусидаги Халқаро илмий-амалий конференция материаллари. Тошкент. 2018. 44-47-бетлар.

2.  З.Орипов. Ўзбек мақоми тарихи ва назарияси кафедраси ва мақом терминининг генезиси ҳақида // “Мақом санъати ва унинг жаҳон цивилизациясида тутган ўрни” мавзусидаги Халқаро илмий-амалий конференция материаллари.Тошкент. 2018.

3.  Р.Юнусов. Мирсадик Таджиев и узбекский макомный симфонизм // “Мақом санъати ва унинг жаҳон цивилизациясида тутган ўрни” мавзусидаги Халқаро илмий-амалий конференция материаллари.Тошкент. 2018. 180-186-бетлар.

4.  С.Бегматов. Ўзбек мақом санъати: ХХI аср тараққиёт тамойиллари. // “Мақом санъати ва унинг жаҳон цивилизациясида тутган ўрни” мавзусидаги Халқаро илмий-амалий конференция материаллари. Тошкент. 2018. 29-35-бетлар.

5.  Ш.Ойхўжаева. Баёт мақом йўлларининг ўзига хослиги. // “Мақом санъати ва унинг жаҳон цивилизациясида тутган ўрни” мавзусидаги Халқаро илмий-амалий конференция материаллари.Тошкент. 2018. 116-124-бетлар.

6.  Эргашева Ч. Қўқон Ушшоғи. // Мусиқа санъатида анъана ва замонавийлик. Республика илмий-амалий анжумани мақолалар тўплами. –Тошкент, “Мусиқа” нашриёти, 2018.

7.  Эргашева Ч. О традиции назира в музыке. // Проблемы современной науки и образования. – Москва, 2018. – №9 (129).

8.     Курбанов К.Т. О проблемах изучения традиционной музыки каракалпаков: Роль традиционной музыки в сохранении национальной идентичности в эпоху глобализации: Известия национальной Академии Наук Кыргызской Республики: Специальный выпуск. – Бишкек, Илим, 2018. С. 123-126.

9.      Курбанов К.Т. Каракалпакская традиционная музыкакальная терминология в свете тюркологических исследований: Актуальные проблемы современной музыкальной тюркологии: Материалы международной научно-практической конференции к 60-летию профессора, доктора искусствоведения С.И.Утегалиевой. – Алматы. 2018. С. 211-215.

10.   Айходжаева Ш.И. Кирғиз халқ мусиқа ижоди. // Жаҳон адабиёти. 2018. Октябрь.

2017

1.     Р.Абдуллаев. Характерные особенности устной традиции и дастана как нематериальное культурное наследие Центральной Азии. // Сохранение креативной ценности нематериального культурного наследие Центральной Азии: на примере устных традиций и эпосов. Самарканд. 2016. С. 12-32 стр.

2.     Р.Абдуллаев. Традиционная музыка в контексте художественной культуры Узбекистана. (ўзбек, рус ва инглиз тилларида) “Санъат”, 2016, №2, 24-28 бетлар.

3.       Р.Абдуллаев. Наврўз – боқий қадрият. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры. // Ўзбекистонда замонавий санъатшуносликнинг долзарб муаммолари (Актуальные проблемы современного искусствоведения в Узбекистане) Ташкент: Санъат. 2016 г., Стр. 52-54, стр. 63-66.

4.     А.Зокиров. “The Tradition of the joint Voice singing in the Context of the Orient Culture (As an example of Margilan Singing Schcool)”//Journal of literature and Art Studies. Volume 7. Number 8. August 2017 (Serial Number 69).

2016              

1.     Р.Юнусов.   “Классическая музыка народов Средней Азии» // Мой Израил (журнал общины бухарских евреев Израиля).  № 12. 2016 октябрь. С. 22-25.

2.     С.Бегматов. «Зафарномада мусиқага оид маълумотлар” (“Музыкальные сведения в “Зафар-наме”). // Материалы VIII Республиканской  конференции на тему “Темурийлар даври ёзма меросининг тарқалиши ва ўрганилиши” (Распространение и изучение письменого наследия Тимуридского времени). Ташкент. 2016. С. 292-300.

3.     И.Ганиева. “Танавор ва Танаворлар”. Актуальные проблемы современного искусствознания в Узбекистане.

4.     Ш.Ойхужаева. Ҳазрат Навоий ижодида мусиқанинг ўрни (Роль музыки в творчестве хазрата Наваи) // Материалы Республиканской научно-практической конференции на тему: “Ўзбекистон хореография санъати: анъана ва замонавийлик” (История хореографии Узбекистана: традиция и современность). Ташкент. 2016 . С. 164-168.

5.     Р.Абдуллаев. Ўзбекистон номоддий маданий мероси. Тўплам (ўзбек, рус ва инглиз тилларида).Тошкент. 2016.

6.     Р.Абдуллаев. Традиции музыкальных культур Востока в исследованиях ученых средневековья. // Материалы Международной конференции “Ўрта аср  Шарқ алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида санъат ва маданият масалалари”. Тошкент. 2016. 31-35 б.

7.     Р.Абдуллаев. Файзулла Кароматли ва ўзбек мусиқа фольклоршунослиги тараққиёти. Тўплам учун мақола.Тошкент. 2016

8.     Kurbanov K., Daukeyeva S., etc. Music of the Karakalpaks. Part 2. Qyssakhan: Performer of Written and Oral Literature – // In: Theodor Levin, Saida Daukeyeva and Elmira Köchümkulova (eds). The Music of Central Asia. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2016. – P. 88-108. (ўқув қўлланма).

9.     Ergasheva.Ch. The Concept of Variant-Invariant Match in Uzbek Folk Music. Journal of Literature and Art Studies. Volume 6. Number 9, September 2016.

10.               М.Аъзамова. “Бобурийлар даври ўзбек ва ҳинд созлар муштараклиги”. // Темурийлар даврида тил, маданият ва санъат тараққиёти” номли республика илмий-амалий анжумани материаллари тўплами. Тошкент. 2016.

2015

1. Р.Абдуллаев Номоддий маданий мерос ва замонавийлик (Нематериальное культурное наследие и современность). “Мозийдан садо”, 2015. № 3, 5-7 б.

2. Р.Абдуллаев. Традиции музыкальных культур народов Востока и современность (ўзбек, рус ва инглиз тил.). Маърузалар тезислари. Материалы Международной конференции в рамках 10 Международного музыкального фестиваля «Шарқ тароналари» в Самарканде. Тошкент. 2015, 54-55 б.

3. Р.Абдуллаев. Шарқ халқлари мусиқа маданияти муштараклиги ( Единство и своеобразие музыкальных культур народов Востока). “Мозийдан садо”, 2015, № 4, 34-38 б.

4. Р.Абдуллаев. Нота ёзвулари (Ўзбек достонлари мусиқаси. Ф.Кароматли билан ҳамкорликда). // Ўзбек халқ ижоди дурдоналари. 1 том (100 томлик тўплам). “Алпомиш” достони.Тошкент, 2015, 495-502, 512 б.

5. З.Орипов. Шарқ мусиқашунослиги ўрта аср манбалари муштараклиги. Шарқ тароналари Х Халқаро мусиқа фестивали тўплами.Тошкент. 2015.

6. З.Орипов.  Абдулқодир Мароғий. Тимурийлар даври ёзма ёдгорликлари..ЎзР ФА Темурийлар тарихи давлат музейи.  Республика илмий амалий конференцияси материаллари. Тошкент. 2015.

8. И.Ганиева “Мусиқа санъати йўналишида профессионал кадрлар тайёрлаш, янги технологиялар ва ижрочилик омиллари”  Ўзбекистон Давлат консерваториясининг йилномаси. 2015.

9. Ш.Ойхўжаева “Хоразм мақом суворалари // “Мусиқа санъати йўналишида профессионал кадрлар тайёрлаш, янги технологиялар ва ижрочилик омиллари” номли илмий-амалий конференция материаллари. Йилнома. Тошкент. 2015, 157-163 бетлар.

10. Ш.Ойхўжаева “Аллома Фитрат ва мусиқа илми // “Илм-фан тараққиётининг долзарб муаммолари” номли илмий-методик мақолалар тўплами. Тошкент. 2015, 136-140 бетлар.

11. Ч.Эргашева “Бастакорлик ижодиётида назира услуби” // Ўзбекистон санъати дунё маданиятининг ажралмас қисми: тарих ва замонавийлик. Республика илмий-назарий конференцияси.Тошкент,  2015 й.

 12. А.Зокиров.  “Жўровозлик анъанаси Шарқ халқлари мусиқа маданияти кесимида Марғилон хонандалик мактаби мисолида” Шарқ тароналари”. Халқаро илмий-конференция тезислари тўплами.

13. М.Аъзамова “Шарқ халқлари cҳолғуларида уйғунлик” (ўзбек ва инглиз тилларида). “Шарқ тароналари” Х-Ҳалқаро мусиқа фестивали доирасида ўтказилган конференция тезислари тўплами.

14. М.Аъзамова. “Созлар муштараклиги” (ноғора ва дуккад). // Умрбоқий созлар” мавзуидаги Республика илмий-амалий конференция материаллари. Тошкент. 2015.

2014

1.  Ч.Эргашева. Анъанавий мусиқада назира эстетикаси. // The First International conference on development of  history of  art and culturology in Eurasia. November. 2014. Vienna. 98-101.

2.  Ч.Эргашева. Ушшоқлар хусусида. // Материалы по художественной и духовной культуре Узбекистана. Ташкент, 2014. С. 174-193.

3.  Ч.Эргашева. Таълим жараёнида қиёсий таҳлил методини қўлласҳ масаласига доир (“Самарқанд Ушшоғи” намуналари мисолида). “ХХИ аср мусиқа таълими: муаммо ва ечимлар” мавзуидаги халқаро илмий-амалий конференция материаллари. Иккинчи жилд.Тошкент, 2014. 114-121 бетлар.

4.  М.Аъзамова. “Чолғуларнинг илмий-назарий ўрганилиши”. //Халқ чолғулари ижрочилигининг замонавий омиллари” илмий амалий конференция материаллари тўплами. Тошкент. 2014.

2013

1.     З.Орипов. Маҳмуд Шерозий ва унинг мусиқашуносликка оид рисолалари. Ўзбек шарқшунослиги: бугуни ва эртаси. Илмий тўплам 4 Тошкент. – 2013. 116-122 б.

2.     З.Орипов. “Ибн Сино ва унинг мусиқасҳуносликка оид асарлари”// “Ибн Сино фан тараққиётида” мавзусидаги VII халқаро Ибн Сино ўқиiлари илмий-амалий анжуман мақолалар тўплами. Бухоро/ 2013.

3.     С.Бегматов. “Ибрат”. // Жаҳон адабиёти. 2013 й. № 9.

4.     С.Бегматов – “Жўрахон Султонов”. // Жаҳон адабиёти. 2013 й. № 11.

5.     С.Бегматов. “Муҳаммаджон Мирзаев”. // Жаҳон адабиёти. 2013 й. № 12.

6.     Ч.Эргашева. Содирхон Ушшоғи. // Театр. 2013 № 2. 30-31 бет.

7.     Ч.Эргашева. Ижрочилик пайровлари // Мозийдан садо. 2013 № 3. 34-35 бет.

8.     Х.Курбанов. “Этномусиқашунослик” фанининг долзарб муаммолари. // Санъат йўналишларида ёшларни маънавий-ахлоқий тарбиялаш: изланиш, ечим ва истиқболлар” мавзуидаги  илмий-амалий анжумани, Бухоро. 2013.

9.     Ш.Айхаджаева. Хоразм мақом суворалари // Ўзбекистон санъатшунослиги бадиий таҳлил методологиясининг масалалари. Тошкент. 2013.

 

2012

 

1.     И.Ганиева. “Sounds of the East Festival” // JERUSALEM music conference. Израиль-Иерусалим, 2012.

2.     И.Ганиева. “Современный аспект узбекского музыкального фольклора”.  // Традиционная музыка тюркского мира. Туркия-Анкара 2012.

3.     А.Зокиров. “Марғилон Ҳофизлик анъаналари”,  Тошкент. Шарқ юлдузи,  2012 й. №3.

4.     Ч.Эргашева. Мусиқий рисолаларда илмий назиранинг ўрни. // Глобаллашув жараёнида хореография санъати соҳасида миллийликни сақлаш муаммолари мавзуидаги республика илмий-амалий анжумани материаллари тўплами. Тошкент. 2012. 100-106 б.

2011

1.  Ш.Айхаджаева. Ўзбек мақомотида тарона  // “Мозийдан садо” журнали, №1-2, Т.2011.

2.  Ч.Эргашева. Фаттоҳхон Мамадалиев ижодида назира анъаналари (Ушшоқлар мисолида). // Ўзбекистон санъати макон ва замон талқинида: Ўзбекистон ёш санъатшуносларнинг мақолалар тўплами. – Тошкент. 2011. 126-130 б.

2010

1.  Ч. Эргашева – Ошиқлар куйи. // Тафаккур. 2010. 122-124 бет.

2.  С.Бегматов. Қомусий санъаткор. // Сўз чамани ичра наво кўргузиб, “МЭРИЮС”, Тошкент. 2010 й. 3-9 б.

2009

1.  Ч. Эргашева. Тошкент Ушшоғи. // Мозийдан садо. 2009. 44-45 бет.

2.  Ч. Эргашева. Шашмақомда ушшоқ назиралар. // Театр. 2009. 48-бет.

3.  С.Бегматов. Исполнительские принципы Фергано-Ташкентских макомов // Музыка тюркского Мира (материалы первого международного симпозиума. Алматы, Дайк-Пресс, 2009. с.246-250.